Этика делового общения
- Когда речь идет об этических промахах других, не следует делать из «моральных мух» «моральных слонов». Когда речь идет о промахах своих, следует поступать наоборот.
- В морали следует хвалить других, а предъявлять претензии к себе.
- Нравственное отношение окружающих к нам зависит, в конечном счете, только от нас самих.
- Когда речь идет о практическом утверждении норм морали, основной императив поведения – «начни с себя».
- Критикуйте действия и поступки, а не личность человека.
• Разговаривать с человеком следует вежливо и ровным голосом;

• Не следует выражаться слишком замысловато, применяя большое число иностранных слов, подчеркивая свою образованность.

Этика делового общения «сверху-вниз».
«Относитесь к подчиненному так, как вы бы хотели бы, чтобы к вам относился руководитель».
- Стремитесь превратить вашу класс в сплоченный коллектив с высокими моральными нормами общения. Приобщите ребят к целям организации. Человек только тогда будет чувствовать себя нравственно и психологически комфортно, когда произойдет его идентификация с коллективом. Вместе с тем каждый стремится остаться индивидуальностью и хочет, чтобы его уважали таким, каким он есть.

- При возникновении проблем и трудностей, связанных с недобросовестностью, вам следует выяснить ее причины. Если речь идет о невежестве, то не следует бесконечно попрекать ученика его слабостями, недостатками. Подумайте, что вы можете сделать, чтобы помочь ему преодолеть их. Опирайтесь при этом на сильные стороны его личности.

- Если ребенок не выполнил ответственное задание, необходимо дать ему понять, что вам известно об этом, иначе он может решить, что провел вас. Сделайте ему соответствующее замечание, чтобы он понял, что он не выполняет своих обязанностей и поступает неэтично.

- Замечание ученику должно соответствовать этическим нормам. Соберите всю информацию по данному случаю. Выберете правильную форму общения. Вначале попросите объяснить причину невыполнения задания самого ребенка, возможно, он приведет неизвестные вам факты. Делайте ваши замечания один на один: необходимо уважать достоинство и чувства человека.

- Критикуйте действия и поступки, а не личность человека.

- Тогда, когда уместно, используйте прием «бутерброда» - спрячьте критику между двумя комплиментами. Закончите разговор на дружеской ноте, и вскоре найдите время поговорить с учеником, чтобы показать ему, что вы не держите зла.

- Не обрастайте любимчиками. Относитесь к школьникам как к равноправным членам и ко всем с одинаковыми мерками.

- Никогда не давайте учащимся возможность заметить, что вы не владеете ситуацией, если вы хотите сохранить их уважение.

- Соблюдайте принцип распределенной справедливости: чем больше заслуги, тем больше должно быть вознаграждение.

- Поощряйте свой коллектив даже в том случае, если успех достигнут главным образом благодаря вам.

- Укрепляйте у детей чувство собственного достоинства. Хорошо выполненная работа заслуживает морального поощрения. Не ленитесь лишний раз похвалить их.

- Привилегии, которые вы даете одним, должны распространяться и на других членов коллектива.

- Доверяйте ребятам и признавайте собственные ошибки в работе, утаивание ошибок – проявление слабости и непорядочности.

- Защищайте своих учеников и будьте им преданными. Они ответят вам тем же.

Выбирайте правильную форму распоряжения, учитывая, прежде всего два фактора: 1) ситуацию, наличие времени для нюансов, 2) личность подчиненного – кто перед вами, добросовестный и квалифицированный работник или человек, которого нужно подталкивать на каждом шагу. В зависимости от этого следует выбирать и этически наиболее приемлемые нормы поведения и формы распоряжения.


Этика делового общения «снизу-вверх». В деловом общении «снизу-вверх», т.е. в отношении подчиненного к своему начальнику, общее этическое правило поведения можно сформулировать следующим образом: «Относитесь к своему руководителю так, как вы бы хотели, чтобы к вам относились ваши подчиненные».

- Старайтесь помогать руководителю в создании в коллективе доброжелательной нравственной атмосферы, упрочению справедливых отношений. Помните, что ваш руководитель нуждается в этом в первую очередь.

- Не пытайтесь навязывать руководителю свою точку зрения или командовать им. Высказывайте ваши предложения или замечания тактично и вежливо. Вы не можете ему что-то прямо приказать, но можете сказать: «Как вы относитесь к тому, если бы…?» и т.д.

- Если в коллективе надвигается или уже случилось какое- либо радостное или, напротив, неприятное событие, то об этом необходимо сообщить руководителю. В случае неприятностей старайтесь помочь облегчить выход из этой ситуации, предложить свое решение.

- Не разговаривайте с начальником категорическим тоном, не говорите всегда только «да» или только «нет». Вечно поддакивающий сотрудник надоедает и производит впечатление льстеца. Человек, который всегда говорит «нет», служит постоянным раздражителем.

- Будьте преданны и надежны, но не будьте подхалимом. Имейте свой характер и принципы. На человека, который не имеет устойчивого характера твердых принципов, нельзя положиться, его поступки нельзя предвидеть.

- Не стоит обращаться за помощью, советом, предложением и т.д. «через голову», сразу к руководителю вашего руководителя, за исключением экстренных случаев. В противном случае ваше поведение может быть расценено как неуважение или пренебрежение к мнению начальника или как сомнение в его компетентности. В любом случае ваш непосредственный руководитель в этом случае теряет авторитет и достоинство.
- Если вас наделили ответственностью, деликатно поднимите вопрос и о ваших правах. Помните, что ответственность не может быть реализована без соответствующей степени свободы действия.


Этика делового общения «по горизонтали». Общий этический принцип общения «по горизонтали», т.е. между коллегами (руководителями или рядовыми членами группы), можно сформулировать следующим образом: «В деловом общении относитесь к своему коллеге так, как вы хотели бы, чтобы он относился к вам». Если вы затрудняетесь, как вести себя в той или иной ситуации, поставьте себя на место вашего коллеги.

- Не требуйте к себе какого-либо особого отношения или особенных привилегий со стороны другого.

- Попытайтесь достичь четкого разделения прав и ответственности в выполнении общей работы.

- В отношениях между коллегами следует отвечать самому за себя, а не сваливать вину на других.

- Не относитесь с предвзятостью к своим коллегам. На сколько возможно отбрасывайте предрассудки и сплетни в общении с ними.

- Называйте своих собеседников по имени и отчеству и старайтесь делать это почаще в присутствии других людей.

- Улыбайтесь, будьте дружелюбны и используйте все многообразие приемов и средств, чтобы показать доброе отношение к собеседнику. Помните – что посеешь, то и пожнешь.

- Не давайте обещаний, которые вы не сможете выполнить.

- Не преувеличивайте свою значимость и деловых возможностей. Если они не оправдываются, вам будет неудобно, даже если на это были объективные причины.

- Не лезьте человеку в душу. На работе не принято спрашивать о личных делах, а тем более проблемах.

- Старайтесь слушать не себя, а другого.

- Не старайтесь показаться лучше, умнее, интереснее, чем вы есть на самом деле. Рано или поздно все равно выплывет наружу и встанет на свои места.
- Посылайте импульсы ваших симпатий – словом, взглядом, жестом дайте участнику общения понять, что он вас интересует. Улыбайтесь, смотрите прямо в глаза.

- Рассматривайте вашего коллегу как личность, которую следует уважать саму по себе, а не как средство для достижений.

Информационный листок

«Приказ», «Просьба», «Запрос» …

Формами распоряжения могут быть: приказ, просьба, запрос и так называемый «доброволец».

Приказ. Чаще всего следует использовать в чрезвычайной ситуации, а также в отношении недобросовестных сотрудников.

Просьба. Используется с том случае, если ситуация рядовая, а отношение между руководителем и подчиненным основано на доверии и доброжелательности. Такая форма позволяет сотруднику высказать свое мнение на проблему в том случае, если она по каким-либо причинам не может быть решена. А если соответствующим образом произнести фразу, то у сотрудника не возникает никакого сомнения, что это приказ.

Вопрос. «Есть ли смысл заняться этим?», «Как мы должны это сделать?». Лучше применять в тех случаях, когда вы хотите вызвать обсуждение, как лучше сделать работу или подтолкнуть сотрудника к тому, чтобы он взял инициативу на себя. При этом сотрудники должны быть добровольными и достаточно квалифицированными. В противном случае некоторые могут воспринять ваш вопрос как проявление слабости и некомпетентности.

«Доброволец». «Кто хочет это сделать?». Подходит для такой ситуации, когда работу не хочет делать никто, но тем не менее она должна быть сделана. В этом доброволец надеется, что его энтузиазм будет соответствующим образом оценен в дальнейшей работе.

Информационный листок

Эффективное поощрение Неэффективное поощрение
1.Осуществляется постоянно.
2.Сопровождается объяснением, что именно достойно поощрения.
3.Учитель проявляет заинтересованность в успехах учащегося.
4.Учитель поощряет достижения определенных результатов.
5.Сообщает учащемуся о значимости достигнутых результатов.
6.Ориентирует учащегося на умение организовать работу с целью достижения хороших результатов.
7.Учитель дает сравнение прошлых и настоящих достижений учащегося.
8.Поощрение для данного учащегося соразмерно затраченным этим учащимся усилиям.
9.Связывает достигнутое с затраченными усилиями, полагая, что такой успех может быть достигнут и впредь.
10.Учитель воздействует на мотивационную сферу личности учащегося, опираясь на внутренние стимулы: учащийся с удовольствием выполняет задание, потому что оно интересное, или хочет развить соответствующее умение, т. е. получает удовлетворение от самого процесса учения.
11. Обращает внимание учащегося на то, что повышение успеваемости зависит от реализации потенциальных возможностей учащегося.
12. Способствует проявлению заинтересованности в новой работе, когда прежнее задание выполнено. 1.Осуществляется от случая к случаю.
2. Делается в общих чертах.

3.Учитель проявляет минимальное формальное внимание к успехам учащегося.
4.Учитель отмечает участие в работе вообще.
5.Дает учащемуся сведения о его достижениях, не подчеркивая их значимость.
6. Ориентирует учащегося на сравнение своих результатов с результатами других, на соревнование.
7.Достижения учащегося оцениваются в сравнении с успехами других.
8.Поощрение независимо от усилий, затраченных учащимся.
9.Связывает достигнутый результат только с наличием способностей или благоприятных обстоятельств.
10.Учитель опирается на внешние стимулы: учащийся старается лучше выполнить задание, чтобы заслужить похвалу учителя или победить в соревновании, получить награду.

11.Обращает внимание учащегося на то, что его прогресс в учебе зависит от усилий учителя.

12.Вторгается в процесс работы, отвлекает от необходимости постоянной работы.


Информационный листок

Причины появления психологических барьеров в общении с детьми.

Нарушение взаимопонимания между воспитателем и ребенком задевает личность последнего, следовательно, преодолеть барьер бывает крайне трудно. Гораздо легче предупредить его возникновение. Для этого необходимо хорошо ориентироваться в причинах появления психологического барьера. Л. И. Божович в качестве таких причин назвала следующие:
1. предъявляемое требование чуждо опыту ребенка, его взглядам на окружающее, его отношению к тому, что от него требуют;
2. столкновение двух (или нескольких) противоречивых тенденций, проявляющихся у ребенка;
3. неуспех в учении или в труде, если они занимают в жизни ребенка значительное место;
4. расхождение между возможностями ребенка и его притязаниями, когда в случае высокого уровня притязаний и невысокой оценки его успехов у ребенка возникает отрицательная эмоциональная реакция на учителя, а саму оценку ребенок рассматривает как несправедливую.

Hosted by uCoz